Авангард — это на всю жизнь!

«А шахту себе, Алексей Георгиевич, сами выбирайте», — напутствовал зимой 1956 года выпускника «специального» факультета горных техников Алексея Кондратьева директор Сучанского горного техникума Федор Урожаев.

«А шахту себе, Алексей Георгиевич, сами выбирайте», — напутствовал зимой 1956 года выпускника «специального» факультета горных техников Алексея Кондратьева директор Сучанского горного техникума Федор Урожаев.

На «Вы» и по имени-отчеству… А как же иначе – молодой специалист! На быстро развивающихся и модернизируемых угледобывающих предприятиях страны наблюдался острый дефицит квалифицированных кадров. Выпускники техникумов и институтов сразу вставали на передовые участки работы, беря на себя большую ответственность.

Верный выбор

— Пошел и я шахты смотреть. Сначала на «Нагорной» побывал, потом на «Глубокой», а после и до «Северной» и «Авангарда» добрался. Выбрал «Авангард»: шахта, как и я, молодая, да и название поселка комсомольское, горячее, ну и природа шикарная. До сих пор не знаю, я шахту выбрал, или она меня? Но в этом месте я сорок лет честно отработал, и до сих пор здесь живу, и ни на что не жалуюсь, — говорит Алексей Георгиевич.
Алеша Кондратьев родился 1 апреля 1935 года в селе Маячное Икрянинского района Астраханской области, что на левом берегу Волги. Когда мальчику было три года, семья по вербовке переехала в Приморский край и поселилась в бухте Средней, недалеко от Находки. Отец стал капитаном небольшого рыболовецкого судна типа «Кавасаки». Мама устроилась поваром в детский сад. В начале войны отец ушел на фронт добровольцем, воевал под Ленинградом и на Курской дуге. Был дважды ранен, а после комиссован по состоянию здоровья. Награжден двумя боевыми орденами и медалями.

Туда, где не ступал человек

Как и положено сыну шкипера, Алексей мечтал стать моряком, механиком большого корабля и обойти на нем земной шар. Да и способности для этого были отличные. Пятерки по физике и математике и практические навыки вождения судна:
— Я буквально влюбился в суда и моторы после того, как к нам в Среднюю по репарации из побежденной фашистской Германии пришли современные сейнеры. Чистота в машинном отделении, почти бесшумная работа дизеля «Букавольф», у каждого члена экипажа своя каюта – сказка!
Все изменила поездка с одноклассником Борисом Гринчим в Сучан в гости к его дяде, шахтеру Анатолию Шатохину, который работал на «Нагорной».
В Сучане гостей приняли хорошо. Гостеприимный большой дом и красивый сад говорили о достатке в семье. Дядя Толя увлеченно рассказывал племяннику и его другу о шахте, крепкой мужской дружбе и взаимовыручке, и о том, насколько трудна и почетна профессия человека, добывающего для страны «черное золото».
— Понимаете, — говорил дядя Толя, — мы там внизу, под землей, идем по местам, где никогда не ступала нога человека. Мы – первопроходцы, первооткрыватели!
Дядя обмолвился, что Сучанский горный техникум берет десятиклассников сразу на третий курс. А там полное гособеспечение, стипендия и красивая форма с блестящими медными пуговицами.
– Утром пошел в техникум поступать, а мест уже нет. Расстроился было. Но повезло, какой-то Королев, на всю жизнь запомнил эту фамилию, забрал документы, и мне отдали его место. Я до сих пор благодарен этому парню за то, что помог мне шахтером стать!
Группу десятиклассников в техникуме называли «спецы», что было производным от «спецнабор», но звучало авторитетно и солидно.
Жизнь в техникуме была насыщенной. В перерывах между теоретическими занятиями и практикой в шахте находилось время на художественную самодеятельность и спорт:
– Больше всего любили футбол. Сам играл и был азартным болельщиком. Была у нас в техникуме команда «Горняк», которая постоянно сражалась с железнодорожниками из «Локомотива». В день игры болельщики набивались на стадион на старом рынке, на Базарной улице, сейчас 50 лет ВЛКСМ. Наши парнишки пусть и отчаянно, но на равных сражались с накачанными железнодорожниками. В пылу азарта я очень громко кричал, подбадривал своих товарищей и машинально повторял движения игроков на поле. Однажды, эмоционально помогая вратарю нашей команды отбить мяч, я даже нечаянно пнул сидевшего впереди взрослого болельщика. Поняв меня правильно, любитель футбола принял извинения и сказал, что с такими болельщиками как я, «Горняк» точно победит. Помню, фотография нашей трибуны стадиона, со мною в центре снимка, попала на обложку краевого расписания футбольных матчей. Я с гордостью показывал всем снимок.
Алексей Георгиевич и сегодня любит футбол. Сам, правда, уже не играет, но активно болеет за питерский «Зенит». Когда смотрит матчи по телевидению, обязательно надевает свой «фанатский» шарф.

Шахту не меняют

Молодой специалист работал на шахте «Авангард» горным мастером. Старания комсомольца заметили и начали повышать в должности. От помощника начальника участка быстро дорос до помощника главного инженера по технике безопасности. После была учеба на горном факультете ДВПИ и назначение главным инженером родной шахты.
Долгое время был членом комитета комсомола, в учебном комбинате обучал молодых шахтеров подземным специальностям.
В свободное время вместе с другими жителями поселка занимался озеленением и благоустройством Авангарда, чисткой водосточных канав, строительством тира и танцплощадки. Следил за общественным порядком в составе народной дружины, был председателем профсоюзного комитета на шахте.
— Самый выдающийся директор в истории нашей шахты — Григорий Алексеевич Волкогон. Это был настоящий хозяин Авангарда. Приходил на каждое наше комсомольское собрание, был нам другом и наставником, мог «зажечь» на общественно полезные дела. Григорий Алексеевич — директор, который видел не только уголь, но и людей его добывающих, старался сделать их жизнь комфортной. Именно он занялся озеленением, стал возводить на месте бараков добротные дома. Шахтерский поселок стоял на балансе шахты. Свой ЖЭК, своя энергетика, парники для выращивания цветов. Клумбы тянулись от въезда и до Дома культуры на улице Кирова, вдоль тополей и других деревьев, высаженных на субботниках. Директор был очень строгий, требовательный. Его откровенно побаивались, особенно любители алкоголя. Пьянку презирал, провинившихся отчитывал на раскомандировке перед строем. Выправка у него была военная. За своих стоял горой. Мы его любили и уважали. Он стал нам примером на всю жизнь, — вспоминает ветеран.
Директор вырастил достойную смену. Михаил Макарович Сурменко, Владимир Иванович Коряк и другие были под стать Волкогону и продолжили его дело.
В поселке стали строиться многоэтажные благоустроенные дома, открылись баня, почта, сберкасса и школа, появился любимый детворой павильон «Сказка». Весомый личный вклад в строительство внес и многолетний заместитель директора шахты по капитальному строительству Василий Ефимович Шумов.

Не знаешь, где судьбу встретишь

Свою избранницу встретил горный техник в родной бухте Средней, куда и приехала новая учительница. Молодые познакомились на танцплощадке, встречались и по тогдашней «моде», без ведома родителей, расписались в ЗАГСе.
— Когда мы с Зиночкой сообщили всем о женитьбе, мама с папой и двоюродным братом, приехавшим в гости с Сахалина, занимались побелкой. Услышав неожиданную новость, отменили ремонт, накрыли столы, позвали друзей и знакомых, начали праздновать. А утром — на работу! Пятьдесят два года прожили мы с ней. Вроде полвека, а как одно мгновение! Другие заказывают пышную свадьбу, а потом ругаются — разводятся. А мы просто в ЗАГС заглянули на минутку и крепкую семью создали. Жизнь целую прожили. Двое детей у нас, внуки, правнуки, — рассказывает Алексей Кондратьев.

Жизнь без угля

Шахта «Авангард» была самой рентабельной в Партизанске. Начав с проектной мощности в 75 тысяч тонн в далеком 1947 году, она ко времени своего закрытия могла выдавать на-гора свыше 350 тысяч тонн качественного угля в год. Шахта стояла на пороге огромных запасов угля Белопадинского месторождения, запасы которого исчисляются многими миллионами тонн:
— Наша шахта прошла полную реконструкцию и на момент закрытия была самым перспективным и технологически крепким угледобывающим предприятием края. Было до боли обидно, мы ощущали себя преданными своей страной. Просто так мы не сдались. Бастовали, устраивали пикеты, дважды имели жесткий шахтерский разговор с тогдашним губернатором Приморского края Евгением Наздратенко. Но все тщетно – шахту признали нерентабельной и закрыли.
К новой реальности привыкали долго и мучительно. Молодые горняки поехали вахтовиками на шахты Дальнего Востока или освоили другие профессии, а кто постарше – «переквалифицировались» в охотников, рыболовов и садоводов. Не стал исключением и Алексей Кондратьев. Ветеран труда, награжденный почетным знаком «За заслуги перед ПГО» и знаком «Шахтерская слава» трех степеней, включился в активную общественную работу, в соавторстве пишет книги по истории угольной промышленности, любит отдых на природе. Вокруг его дома много деревьев и цветов. Личной гордостью считает аккуратную елочку, выращенную из крохотного саженца, и кедр, ежегодно приносящий по два ведра шишек. Большим огородом и садом сейчас в основном занимаются дети и внуки, которые в свободное время спешат в деревню к деду за таежными приключениями и увлекательными рассказами о старой жизни.
Ветеран поздравил шахтеров и членов их семей с праздником:
— Дорогие друзья, сердечно поздравляю вас с нашим дорогим праздником — Днем шахтера. Желаю крепкого здоровья и благополучия!

Антон СУХАРЬ

Последние новости

Новые достижения в области РНК: будущее медицины

Исследования показывают, как РНК может революционизировать лечение болезней.

Сделка с землями в районе Серебрянка-2 признана недействительной

Прокурор Надеждинского района добился отмены незаконной сделки.

Смертельное ДТП в центре города

В результате аварии один человек погиб, другой оказался в больнице.

Частотник

Осуществляем поставку в оговоренные сроки, обеспечивая быструю отправку

Здесь вы можете узнать о лучших предложениях и выгодных условиях, чтобы купить квартиру в Волгограде

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *