Мария Нигматулина — маркшейдер по призванию
Накануне праздника Дня геолога в памяти возникают знакомые и дорогие сердцу лица геологов Сучана-Партизанска, работавших в Южной геологоразведочной партии, Морской геологоразведочной экспедиции, на шахтах и стройках города.
Накануне праздника Дня геолога в памяти возникают знакомые и дорогие сердцу лица геологов Сучана-Партизанска, работавших в Южной геологоразведочной партии, Морской геологоразведочной экспедиции, на шахтах и стройках города.
Всех их хочется сердечно поздравить с дорогим им праздником. Ведь по своей сути геологами они остаются на всю жизнь. А в памяти старшего поколения – романтиками и неугомонными бродягами.
В книге «О геологах – с пристрастием», к сожалению, не получилось рассказать обо всех геологах города, ведь объять необъятное — невозможно.
На презентации книги в Доме культуры «Лозовый» вдруг обнаружилось, что Мария Григорьевна Нигматулина, которую знаю с давних пор, уважаю и восхищаюсь, по образованию и большей части своей трудовой деятельности – горный инженер, геодезист-маркшейдер!
Ошибалась я и по поводу того, что Мария Григорьевна родом из местных. А родилась она накануне Великой Отечественной войны в селе Угловое, Мазановского района Амурской области в многодетной семье. Ее отец был профессиональным охотником, имел бронь, однако ему довелось воевать на Восточном фронте, за что был награжден медалью «За Победу над Японией». Мать работала бригадиром полеводческой бригады, в студеные зимы — истопником школьных печей и воспитывала своих шестерых детей. После войны семья перебралась в поселок Майский, который жил и развивался благодаря золотодобыче. Неудивительно, что Мария выбрала популярную на прииске профессию.
Наука на всю жизнь
В 1959 году вместе с мужем окончили Иркутский горно-металлургический институт, получив специальность горный инженер-маркшейдер. Институт именитый, известный на всю страну славной историей и традициями, был открыт в 1930 году в связи с тем, что годом ранее, Иркутск был провозглашен центром сибирской золотодобывающей промышленности. В годы Великой Отечественной войны он занимался научными разработками для военной промышленности. Институт славился уникальным составом преподавателей из старой гвардии, отбывающих сибирскую ссылку, которые давали студентам не только прочные профессиональные знания, но и прививали устойчивую привязанность к избранной профессии, открывали для них важность науки геологии в процессе формирования мировоззрения людей, их культуры, этики и даже выработки правильной жизненной позиции. Всю эту науку Мария впитала и сохранила на всю жизнь. И сейчас, спустя более полувека, она говорит об этом с таким восторгом! Становится понятным, что именно тогда-то и сформировалось ее жизненное кредо, твердое убеждение и вера, которые стали ее сущностью, внутренней позицией: на том стою, а иначе не могу.
После окончания вуза молодые специалисты получили направление в родное село Угловое, прииск Майский Амурской области. Но, поскольку на всю Амурскую область было всего два маркшейдера, командировки были в Благовещенск, Ургал, Хабаровск. И работу ей приходилось выполнять самую разнообразную, даже принимать участие в исследовании аммонита на научной станции Селеджинского приискового управления треста «Амурзолото», хотя этот предмет является достоянием другой науки — палеонтологии.
В Сучан на строительство шахты
В 1961 году Дальневосточный трест «Союзмаркштрест», где она работала инженером-маркшейдером, направил ее в город Сучан в распоряжение треста «Сучануголь» для прокладки координат поверхности поля строящейся шахты «Авангард». Тренога геодезистами на площадке уже была установлена, и Марии предстояла работа с теодолитом по составлению карты под руководством известного в городе специалиста Корицкого – главного маркшейдера треста «Сучануголь».
Работу выполнила успешно. Но поступила другая команда: провести геометризацию запасов угля на шахте «Центральная». С благодарностью вспоминает она опытных специалистов: И. З. Любченко – главного геолога, В. Я. Самусенко – главного маркшейдера, С. Я. Осадчего – маркшейдера шахты, которые стали ее наставниками в новом деле.
Оба задания были выполнены, и пришла пора возвращаться в Хабаровск. Однако Мария успела настолько прикипеть душой к Сучану, к его людям, что категорически отказалась его покидать. Супруг стал преподавать в Приморском горном техникуме горное дело, а она — работать геодезистом по строительству электроподстанций и линий электропередач в Мехколонне №67, которая была образована на базе Партизанской ГРЭС.
В начале 70-х годов Марию Григорьевну избрали секретарем первичной партийной организации мехколонны. К своей работе она относилась творчески, увлеченно, вносила новизну, свежесть в устоявшийся стиль работы партийных лидеров города. И, конечно, ее кандидатура тут же попала в резерв на выдвижение, как говорилось, по партийной линии. И горком партии рекомендовал ее в 1977 году на работу в аппарат горисполкома. Спустя несколько лет Анатолий Михайлович Каменный отправил и меня туда же на должность заместителя председателя горисполкома.
Семь лет проработала Мария Григорьевна секретарем горисполкома. Эта должность отличалась масштабностью задач. Следовало хорошо знать всю разветвленную промышленную, сельскохозяйственную, социальную структуру городского хозяйства, активных и достойных людей, на которых она опиралась в своей работе. Теперь ей уже приходилось заниматься не разбивкой линий электропередач для Партизанской ГРЭС, а предлагать «координаты» деятельности исполнительной власти всего города с пригородными селами и поселками, с многочисленным депутатским корпусом, насчитывающим более двухсот человек.
Главное — это люди
Несмотря на напряженный ритм работы, Мария Григорьевна была наполнена жизнью, энергией дела, при этом оставалась доброжелательной к коллегам, многочисленным посетителям, встречала их со свойственной ей, располагающей для общения улыбкой и внимательным взглядом лучистых глаз.
Должностью своей Мария Григорьевна была вполне довольна, она ее вдохновляла, бодрила, однако начало подводить здоровье. На долгой дистанции такого ежедневного напряжения даже крепкое сердце геолога не выдержало. И по совету Людмилы Захаровны Кишинской, уважаемого терапевта города, ей пришлось, к сожалению, работу эту оставить.
И вновь продолжилась ее производственная деятельность. В Управлении строительством №109 в должности старшего инженера проектно-сметного отдела она проработала около двух лет. По настойчивой просьбе начальника управления Леонида Максимовича Гули ей пришлось заниматься и общественной работой в профсоюзном комитете, в партийном бюро.
К месту сказать, 80-е годы, когда строились новые заводы: «Ураган», «Амур», химико-фармацевтический со всей социальной инфраструктурой, были самыми радостными в истории Партизанска. И Мария Григорьевна опять оказалась в гуще этих событий.
Однако ее тянуло на Партизанскую ГРЭС, к людям, с которыми работала прежде. Такая возможность появилась, и ее приняли в штат станции старшим инженером-экономистом в планово-экономический отдел, и проработала на этой должности свыше 15 лет.
У Марии Григорьевны поразительная работоспособность. Работе она отдавалась сполна, со стороны казалось, что ей все дается легко и просто. Она успешно выполняла любую новую задачу. И все потому, что знания у нее были основательные, диплом о высшем образовании с отличием, а еще способность мобилизовать свои возможности для преодоления временных трудностей. Поэтому всегда была на высоте.
Мария Нигматулина – личность многогранная, особенная, у нее богатый внутренний мир, интеллект, природная интеллигентность и скромность. Ее самостоятельное мышление, твердые убеждения, замечательные человеческие качества магнитом притягивают к ней людей таких же неординарных и неравнодушных. Ее друзьями были уважаемые женщины-труженицы: Рита Матвеевна Козлова, Светлана Васильевна Ермаченко, Анна Максимовна Овчаренко, Анастасия Петровна Сидоренко, Александра Федоровна Шкляр, Тамара Васильевна Юрченко.
Главное качество Марии Григорьевны – активная жизненная позиция, от которой она не отступала ни при каких обстоятельствах. И чем больше я знакомлюсь с ее трудовой биографией, личной жизнью, тем сильнее в этом убеждаюсь.
Бытует мнение, что Господь посылает человеку столько испытаний, сколько он сможет выдержать и не сломиться, напротив, духовно возвыситься в своем нравственном развитии.
Так сложилось, что в город Сучан со временем по разным причинам на постоянное место жительства перебрались из Амурской области родители и сестра, брат из Владивостока со своими семьями. И Мария Григорьевна стала стержнем, опорой для своих родных и до конца их жизни выполняла святую обязанность, которую, как она считает сама, возложил на нее Всевышний и потому дает ей силы.
Несмотря на преклонный возраст, Мария Григорьевна по-прежнему ведет активный образ жизни. Посещает все массовые мероприятия, а творческий коллектив Дома культуры «Лозовый» в настоящее время их проводит множество. Выходит с молодежью в круг, подпевает, пританцовывает. Обязательно посещает общегородские праздники — День города и День Победы, чтобы пронести портрет своего отца в Бессмертном полку.
Любит одна ходить по грибы, работает на приусадебном участке, рукодельничает, занимается шитьем и с верой смотрит в будущее.
Любовь САМОХВАЛОВА
Последние новости
Конференция ЛДПР в Приморье: выборы делегатов и важные решения
Делегаты обсудили планы на будущее и помощь нуждающимся.
Новые штрафы в России: до пяти миллионов рублей за странные практики
Госдума предлагает ввести жесткие санкции для компаний, нанимающих тарологов.
Проблемы с транспортом во Владивостоке становятся серьезной проблемой для жителей
Местные жители требуют улучшения транспортного обслуживания и соблюдения графиков.
Преобразователь частоты
Все преобразователи проходят контроль и имеют сертификаты с гарантией